Концлагерь с крепостническим лицом
В фильме "Игра" (см. предыдущий постинг - http://psyterror.9bb.ru/viewtopic.php?i … ;p=3#p1137 ) демонстрировались убийства и истязания психологические (гангсталкинг). А в фильме "Холоп", который может быть, по чьему-то мнению, его сюжетным римейком, фактическая тема Концлагеря продолжается уже на уровне физических убийств и истязаний, садомазохизма, инцеста, - что имеет важнейшее идеологическое значение для сатанистского ГЭК. Отсюда привнесение анахронизма - посажения на кол якобы в русской деревне.
Остальное совпадает: мотив "воспитания", продуманная до мелочей инсценировка, издевательства, участие огромного количества палачей.
И есть ключевое развитие сюжета, которое я давно высказывал, и, не зная о концовке фильма "Холоп", написал в комментарии к предыдущему постингу: "роли между участниками так распределились, но могли бы и наоборот". А именно, жертва в одной инсценировке становится палачом в другой: "Гриша, в гриме и костюме, с азартом и удовольствием работает в составе команды проекта". Умонастроение игрового кругооборота жертв и палачей присуще ГЭК, хотя реально так практически не бывает: жертву продолжают травить под любыми новыми предлогами, даже если она опрометчиво принимает разговоры о её "перевоспитании" за чистую монету и пытается измениться так как от неё "требуют" палачи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Холоп_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) , копия в архиве Интернета - http://archive.ph/6RRfm
Холоп (фильм)
Жанр комедия
Режиссёр Клим Шипенко
Автор сценария Дарья Грацевич Антон Морозенко Дмитрий Пермяков
В главных ролях Милош Бикович Александра Бортич
Длительность 109 мин.
Бюджет 200 млн (производственный) [1], в т.ч. 60 млн от Фонда Кино[2]
Сборы ₽ 3 000 322 087[2]
Страна Россия
Год 2019«Холоп» — российский комедийный фильм режиссёра Клима Шипенко[4][5]. В главных ролях: Милош Бикович и Александра Бортич[6][7]. Выход в прокат в России состоялся 26 декабря 2019 года. "Холоп" единственный российский фильм собравший только в российском прокате больше 3 млрд.рублей.
Сюжет
Гриша (Милош Бикович) — сын олигарха Павла (Александр Самойленко), избалованный и наглый мажор, проводящий практически всё время в ночных клубах, потребительски относящийся к женщинам и привыкший к полной безнаказанности. После того как Гриша едва не сбивает насмерть пытавшегося его задержать неподкупного полицейского, Павел с ужасом осознаёт, что его сын, рано потерявший мать и «упущенный» любящим отцом, живёт в абсолютной уверенности: отец отмажет его от любого преступления, ведь он будет делать это не столько даже для сына, сколько для себя самого. Олигарх в отчаянии ищет способ повлиять на сына. Телепродюсер Анастасия (Мария Миронова), с которой Павел уже давно состоит в отношениях формата «дружба + секс» и к которой в очередной раз приезжает «снять стресс» (в данном случае — просто выговориться близкому и верному другу), предлагает ему обратиться к своему бывшему мужу, эксцентричному психологу Лёве (Иван Охлобыстин), чьи неординарные методы могут показаться шокирующе жестокими, но практически всегда дают гарантированный результат.
Вскоре Гриша попадает в подстроенное своим же отцом ДТП и теряет сознание. В себя он приходит на конюшне, конюшня находится в деревне, деревня — в поместье, а поместье — в Российской Империи образца лета 1860 года, за полгода до отмены крепостного права. Сначала Гриша думает, что это шутка или розыгрыш, но окружающая действительность слишком реальна, окружающие по-настоящему убедительны — и отныне он бесправный крепостной, барский конюх, неспособный к тому же исполнять свои обязанности, поскольку боится лошадей. В ужасе попытавшись просто удрать, беглый конюх оказывается на эшафоте, и от виселицы его спасает только появление Аглаи (Ольга Дибцева), дочери помещика, ради именин которой барин (Олег Комаров) милует беглеца. Попытавшись рассуждать логически, Гриша вначале яростно отрицает возможность попадания в прошлое, но потом постепенно смиряется с положением холопа.
В действительности же вся деревня XIX века оказывается искусной постановкой Анастасии и психолога, осуществлённой на огромные деньги Гришиного отца. Цель проекта — полностью изменить взгляд Гриши на окружающий мир и на самого себя, для чего команда наблюдает за каждым его шагом, просчитывая хитросплетения сценарных поворотов и пытаясь продумать каждую мелочь. (...)
По замыслу сценариста у Гриши должен начаться роман с Аглаей, перерастающий в совместный побег холопа с «барышней» и полную переоценку жизненных установок, однако цинизм Гриши не позволяет ему даже осознать, какой трагедией для девушки может оказаться «угрожающее ей замужество» с пусть и богатым, но старым и, главное, нелюбимым помещиком. Павел, убедившийся, что его сын и в обстановке другой эпохи остаётся таким же бессердечным мерзавцем — более того, и в XIX веке он постепенно умудряется обжиться, увернуться от одних неприятных реалий, просочиться сквозь другие и найти сотню способов, чтобы, в общем, неплохо устроиться даже в роли холопа — в гневе едва не закрывает проект, но ситуацию спасает незапланированный сбой программы. Гриша случайно, краем намётанного глаза, замечает, что деревенская девушка Лиза (Александра Бортич), неудачно спрыгнувшая с лошади, похоже, носит современные трусики (Лиза — ветеринар-коневод, работающая с лошадьми, задействованными в проекте, а не актриса, и поэтому не присутствовала на соответствующем инструктаже), и намерен немедленно проверить это, прилюдно попытавшись задрать ей подол. Увидев реакцию окружающих, Гриша неожиданно осознаёт, что именно он — в понятиях патриархальной крестьянской общины — только что натворил, и впервые в жизни возвращается к оскорблённому им человеку, чтобы попросить прощения. Изумлённый Павел соглашается продолжить проект.
К удивлению команды, Гриша искренне привязывается к Лизе, рассказывая ей чудесные сказки о будущем и радуясь, что хотя бы один человек его понимает и если и не верит ему, то, по крайней мере, выслушивает. Психолог предлагает Лизе изменить сценарий и самой стать для Гриши заготовленной «романтической линией». Лизе этот омерзительный тип искренне противен, но она всё же соглашается ради того, чтобы помочь ему измениться. Попутно Гриша и сам постепенно меняет взгляды на жизнь и самого себя, наблюдая, как его же собственные знакомые пороки воплощаются в «барском сыне Алексее Дмитриевиче», в реальной жизни — самоуверенном молодом человеке Лизы Антоне (Кирилл Нагиев), вплоть до наезда на городового, порки вместо него самого Гриши (который, естественно, понятия не имеет, что в России XIX века телесные наказания дворян не допускались, и соглашается подменить барчука в обмен на обещание воли — двадцать плетей это, конечно, немало, но Павел мрачно признаётся, что сам давно мечтал хорошенько выдрать своего оборзевшего отпрыска) и пережитого им вслед за тем гнусного обмана и унижения.
Полина, оскорблённая потерей «главной роли», убеждает Антона, что Лиза отбила у нее Гришу совершенно сознательно, при том, что в реальности и сама Лиза действительно начала испытывать к Грише некоторую симпатию. Два обиженных актёра стремительно находят общий язык и за пределами творческой задачи; случайно подсмотренная сцена «инцеста» «брата с сестрой» потрясает не только Лизу, но и привычного ко всему Гришу, рассвирепевший Лев Арнольдович снимает «Аглаю» и «Алексея» с ролей. В отместку Полина на шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» публично рассказывает о проекте, где «мучают парня», из-за чего возбуждается уголовное дело (похищение человека, совершённое организованной группой — часть третья ст. 126 УК РФ, от шести до пятнадцати лет…) и объявляется розыск.
Полина всеми силами помогает следствию вычислить местоположение гнезда злоумышленников. Остаются считанные часы до момента, когда на площадку проекта ворвётся спецназ. Анастасия срочно начинает готовить план «вывода» Гриши обратно в его привычную реальность, а Лев проводит импровизированный мозговой штурм, чтобы найти способ устроить Грише экстренный катарсис, способный всё же взломать его непробиваемый цинизм.
Для этой решающей стадии психологической коррекции Гришиных жизненных установок срочно пишется новый сценарий; за неимением других вариантов — нашествие монголо-татар. Золотая Орда в XIX веке Гришу ничуть не удивляет, но когда наступает черёд решающего поступка — не позволить ордынцам забрать Лизу на потеху «хану» (Азамат Мусагалиев), он сдаётся и в отчаянии сбегает к себе на конюшню. Однако, к большому удивлению Павла и не меньшему удовлетворению уверенного в своих методах Льва, через несколько минут Гриша всё же собирается с духом, быстро и вполне профессионально седлает коня и, отбив Лизу у «злых татар», скачет с ней прочь из деревни. Буквально за пару минут до появления полиции, которую с трудом удаётся убедить в том, что проект занят всего лишь псевдоисторическими киносъёмками.
На опушке леса, уже в виду вполне современной бензоколонки, Гришу усыпляют снотворным и по пробуждении сообщают, что якобы он, попав под машину, провёл три месяца в коме и никакой деревни и попадания в прошлое не было. Изменения характера, активизированные перенесёнными переживаниями, у Гриши сохраняются, но от осознания нереальности Лизы он впадает в депрессию. Случайно встретив в клубе актёров Полину и Антона («Аглаю» и «Алексея»), он сперва готов поверить, что обознался — однако, увидев воочию мучения Гриши, те всё же рассказывают ему правду о проекте и о том, что любовь с Лизой у него была настоящей. Найдя Лизу в реальной жизни, Гриша остаётся с ней. Когда Павел решается жениться на Анастасии, наконец признавшись самому себе, что она для него куда больше, чем просто любовница, поздравить молодых Гриша и Лиза приезжают вместе.
В последней сцене фильма в «деревню» привозят и тащат в кандалах к виселице другого «попавшего в прошлое» мажора, чтобы перевоспитать его по отработанной схеме. И Гриша, в гриме и костюме, с азартом и удовольствием работает в составе команды проекта, один раз уже доказавшего свою эффективность.
Рецензия социального психолога Алексея Рощина.
https://sapojnik.livejournal.com/3135459.html , копия в архиве Интернета - http://archive.ph/S80PC
Россия, которую мы нашли: садо-мазо блокбастер
2020-02-10 00:11:00Эпиграф: "Если вам нужен образ будущего - вообразите себе сапог, топчущий лицо человека. Вечно" (Дж.Оруэлл, 1984)
Сходил сегодня в кино на «Холопа». Я, ей-богу, не хотел и вообще не собирался; в свое время, еще в декабре, на меня трейлер этого фильма произвел самое отталкивающее впечатление. Однако — пришлось: чертов «Холоп» весь январь бил рекорды по кассовым сборам — 1 млрд., 2 млрд… Пока, наконец, к началу февраля он не только превысил по сборам отметку в 3 млрд., но и, что еще хуже, внезапно стал рекордсменом по сборам за всю историю отечественного проката... И это уже вывело сию поделку на качественно иной — социологический уровень. Если фильм, причем именно в этом году, рвет кассу и собирает больше всех за всю историю РФ — значит, он задевает какие-то важные струны народной души, то есть становится инструментом социальной диагностики. (...)
«Холоп» не так плохо снят, но сам фильм в целом — больной, его физически тяжело смотреть. Это — в чистом виде садо-мазо постановка, сделанная для соответствующего контингента. От «Холопа» так и прет тяжелым неврозом. И — он с восторгом принимается зрителем. Вот такой, с позволения сказать, парадокс. (...)
Что можно сказать о людях, которым вообще пришел в голову такой сюжет? А о тех, кто жадно смотрит постановку с таким сюжетом, потом приходит смотреть еще раз и настоятельно рекомендует посмотреть своим знакомым и близким?
И у тех, и у других тяжелый садомазохистский комплекс. Причем те и другие его в себе, скорее всего, даже не осознают — им «просто» нравится смотреть на сцены унижений и избиений других людей… не напрямую, конечно, что вы. Надо чтобы было какое-то типа оправдание — что всё «как бы не всерьез». Прекрасное оправдание - «комедия»! Человека бьют кнутом, «с оттяжечкой», мажор сбил полицейского и он «сломал себе задницу» (то есть кости таза) — это же «аха-ха-ха», смешно, то есть как бы «понарошку». В этом смысле создателями «Холопа» была чрезвычайно удачно угадана форма подачи контента - «избиения с юмором». Измученный S-M комплексом народ потянулся в кинотеатры, как наркоманы за дозой — полюбоваться на садомазосцены с железной отмазкой: «а нам просто хотелось поржать».
Архетипична — в самом кондовом, русском народном смысле — основная идея «Холопа»: если человека много бить и унижать (в частности, наступать ему сапогом на лицо — холоп же, есть соответствующий кадр) — такой человек станет ХОРОШИМ. (...)
Это опыт Соловков, Гулага, всяких вавиловых-королевых, собиравших частью выпавшие от недоедания, частью выбитые зубы себе в карман… Вам и сейчас в любой соцсети напишут, что «лагеря Гулага служили для перевоспитания». Ну да — и мы видим, для какого. Был герой Биковича мажор на Ягуаре, стал конюхом Гришей, получил 5 плетей, потом еще 20 плетей, бессчетно зуботычин, поубирал за лошадьми навоз — пожалуйста, стал человеком: тихий, вежливый, не грубит, не хамит.
"Единственное по-настоящему смешное кино в российском прокате" (из рецензии в СМИ; фото иллюстрирует мысль рецензента)Маленькая говорящая деталь о нашей «комедии»: в начале фильма героя-мерзавца, попытавшегося бежать, тащат на виселицу «за побег», оборудованную прямо во дворе «российского помещика». На виселице уже болтаются два как бы трупа (среди них — один ребенок), а рядом — по дороге к виселице — два или три мужика… посаженные на кол! Я поначалу глазам не поверил; но нет — их показали несколько раз, хоть и как бы мельком — натурально, мужики на колу. В «России» «1860 года»! Посаженные «барином»!
Возмущений обычно многочисленных «защитников русской старины» (какие колы в России 19 века? Это ж все-таки не Турция!) что-то не слышно в энторнетах — оно и понятно, фильм ведь тут подмигивает, это ж, мол, «не настоящая история», это как бы фантазия больного фрика-режиссера, которого играет Охлобыстин… Понятно, что «фантазия», но характерна направленность всех этих «фантазмов»: s-m акцентуация так и прет…
(...) Там и там — вселенная произвола. Мажор в Москве может делать абсолютно что угодно с кем угодно — ему ничего за это не будет; а в деревне наоборот — с самим мажором могут делать что угодно, и там тоже никому за это ничего не будет. А если еще чуть вдуматься, то в обеих «вселенных» и мажор тоже абсолютно бесправен, потому что и там, и там есть один Бог — олигарх весьма неприглядного вида, его отец (актер А.Самойленко). И вот этот Олигарх-Отец во всех пластах реальности абсолютно властен над жизнью и смертью, причем не только мажора-сына, но и вообще всех.
Еще один тревожный для специалиста звоночек - практически отсутствие секса. Насилие есть в самых разных видах, секса нет. Более того - секс высмеивается, секс это как бы глупо, пошло и несовременно. Единственную сцену милосердия в фильме (грудастая Аглая просит не казнить героя) подают в максимально пошлом и сниженном виде, а потом герой с отвращением отказывается от секса с ней. Герой-мажор вообще подчеркнуто асексуален и равнодушен к "этому делу". Типа это грязно, глупо и т.д.
Что это? Это уже даже не садомазо - это уже некрофилия в чистом виде. Некрофил, как учил нас дедушка Фромм, любит причинять боль, любят превращать живое в неживое - и он ненавидит секс, потому что любит смерть. Некрофилия - дальнейшая стадия развития садомазохизма, куда более опасная...
Крайне мерзкая реальность имеет место в фильме — потому и смотреть лично мне было неприятно. От такой реальности и такого бога хочется сбежать подальше… Но народу нравится, он, видимо, привык. «Мама, мы все тяжело больны, мама, я знаю, мы все сошли с ума», - когда-то давно пел Цой.
UPD. Кстати, сапог, топчущий лицо главного героя - это почти наверняка абсолютно сознательная отсылка режиссера к Оруэллу. Клим Шипенко - человек образованный, из семьи советского режиссера, в Лос-Анджелесе учился. Такой вот гнилой постсоветский постмодерн, "для тех, кто понимает".